21:03 

Вечность на двоих

Bartimeyse
…лучше без точно сформулированной цели двигаться вперёд, чем без цели стоять на месте, и уж наверняка гораздо лучше, чем без цели пятиться…
В пятницу сходил на премьеру спектакля «Вечность на двоих» в Горьковский театр. За основу Борис Луценко и Владимир Орлов взяли роман Дженнифер Лоуренс «Годы так длинны».

Спектакль про вечную тему взаимоотношений родителей и детей. Двое стариков, оказавшихся на грани нищеты (дом заложен 5 раз, отца уволили с работы, а мать — домохозяйка), обращаются к своим 5-м детям за помощью, кровом. А дети-то и не чувствуют особой необходимости в помощи родителям, не могут найти им отдельную квартиру, не могут принять их обоих к себе в дом. Каждый находит уйму причин закрыть дверь перед родителями, никто не хочет нарушать устои своей жизни. И начинается печальная история жизни родителей, не находящих понимания у детей, жизнь «лишних» людей...

Спектакль получился, и это неоспоримо. Вечная тема взаимоотношений детей и родителей прекрасно подана, ярко иллюстрируется порой существующую пропасть между, казалось бы, такими близкими и родными людьми. И, пожалуй, главная заслуга в этом исполнителей главных ролей, Беллы Масумян и Ростислава Янковского (второй состав — Людмила Былинская и Александр Брухацкий). Великолепнейшая игра обоих, браво! :red: Правда, для меня в спектакле солировала Масумян. Хотя это, пожалуй, связано с большим количеством эпизодов (в т.ч. драматических) с её участием. Но и превосходную игру Беллы Масумян отрицать невозможно.
Раз уж начал говорить об актёрах, следует продолжить. В принципе, все на своих местах. Понравилась Анастасия Шпаковская в роли медиума, ей идёт эта роль. Порадовала Екатерина Шатрова; актрису очень люблю, и, судя по эмоциям, испытываемым к её персонажу, роль удалась. Согласен со зрителем, подарившим цветы двум этим девушкам среди множества букетов главным героям.
Очень красивая музыкальная тема спектакля, которая только дополняет происходящее на сцене. Понравились костюмы, выдержанные в стиле эпохи, неброские, но в то же время производящие приятное впечатление.
Не могу не написать про крутую программку (жаль, её автора не написали). После множества скучных типичных программок что-то новое и интересное, к тому же задуманное и реализованное хорошо. Вот только с ценой 9500 повеселили.

Теперь о том, что не понравилось.
На заднем фоне в спектакле висел довольно-таки большой экран. По делу в спектакле он использовался всего два-три раза. Всё остальное время, т.е. почти весь спектакль, там демонстрировались «звёздные пейзажи». Всё это красиво, но какого-то особого смысла он не несло. В начале ждал каких-то изменений на этом экране, но напрасно: картины повторялись снова и снова. Конечно, можно их привязать к тому, что они «демонстрируют бесконечность нашего бытия, заставляют оторваться от повседневных хлопот и вспомнить об истинных ценностях». Но это глупо, и складывалось такое впечатление, что «дали технику — так надо её использовать! Ну не выключать же, когда её не используем!»

Какое-то странное начало было, точнее, сцена встречи родителей со своими детьми. Не знаю, что пытался имитировать этой сценой Луценко. Но в результате получилось, что договорив свою реплику, дети замирали, превращаясь в статичные застывшие "статуи"; и так постоянно. К тому же 5-секундный фрагмент музыки, включаемый после значимых фраз (а после этого и повтор фразы! А то вдруг кто-то не расслышал :D), смотрелся как дешёвый трюк, используемый для привлечения внимания, показа накала обстановки и значимости момента. Не хочу никого обидеть, но показалось именно так. В результате сцена эта казалась какой-то ненатуральной, оторванной от реальности и создавала странное впечатление.

Ну и главный минус для меня, это, пожалуй, еврей Мойзес. Я ничего против евреев не имею, не надо! Сцены с его участием у меня не стыковались со всем спектаклем, с эпохой, со страной. Да, я помню про «черту еврейской оседлости» и переезд части евреев в т.ч. и в Америку. Но я искренне сомневаюсь, что Дж. Лоуренс создала в Америке 30-50-х гг. типичный образ «одесского» еврея, фамилия которого, вы удивитесь, Абрамович. Шутки в большинстве своём соответствующие. Добавьте к этому слова «Как вы можете есть этот незапатентованный суп??! Я же предлагала вам высококалорийный гамбургер!» от Эвилен Мойзесу, и получите :facepalm:. Как по мне, это жутко выбивалось из спектакля.
Над сценарием поработали Луценко с Орловым, и, боюсь, именно они привнесли это в спектакль. Я понимаю, что спектакль тяжёлый и смотреть исключительно трагические сцены во время спектакля невозможно, зрители это не выдержат. Но если первый акт был очень естественно «разбавлен» сценой в спиритическом салоне, то тут с «разрядкой обстановки» я не согласен. Если же я не прав и Дж. Лоуренс действительно так написала, то я буду несказанно удивлён. Но роман в интернете я найти не могу, и опровергнуть или подтвердить предположение пока не могу также.
Тем не менее, заслуженные аплодисменты Сергею Юревичу, который великолепно играет этот образ.

Ну и, хоть я и согласен с идеей финала, но вот его реализацию я бы немножечко изменил.

В результате на выходе имеем хороший, добротный спектакль с великолепной игрой актёров. Спектакль мощный, тяжёлый, я бы даже сказал, тягостный. Я привык смотреть долгие спектакли, но после первого акта думал, что он длился где-то час сорок минут, а на деле оказалось, что всего лишь час и пятнадцать минут. Спектакль трогает, но всё же эти недочёты несколько сглаживают впечатление от увиденного.
Мне немного не хватило напряжения во втором акте. В первом акте беда с каждой сценой наваливалась всё больше, а тучи вокруг стариков всё сгущались. Ждал продолжения этого во втором акте, но, к сожалению, во многом этого не увидел. Исключение составляла, пожалуй, лишь сцена с письмом из приюта.

Но, несмотря на много_букв про негатив, спектакль я бы порекомендовал посмотреть. Всё эти моменты не настолько значимы, чтобы свести на нет старания постановщиков спектакля и актёров и хороший материал. Многое затронуто в этом спектакле, связанное не только с темой «отцы и дети»: и эгоизм при решении многих вопросов, и нежелание помочь, и другие низменные чувства.
И это, пожалуй, второй спектакль Горьковского, на который мне бы хотелось вернуться.

@темы: Горьковский, мнение, мысли вслух, театр

URL
   

Ноги, крылья… Главное — хвост!!

главная