Bartimeyse
…лучше без точно сформулированной цели двигаться вперёд, чем без цели стоять на месте, и уж наверняка гораздо лучше, чем без цели пятиться…
Да здравствуют старые много_букв про каждый спектакль!!!

Вчера закрывал белорусскую программу «ТеАРТ». Довелось посмотреть 5 спектаклей (+ 3 из программы видел ранее)...

Что хочется сказать...
Два года назад, когда проводилась предыдущая театральная премия (далее — НТПремия), от театральной жизни наших драматического/кукольного театров я был далёк, но доводилось читать, что, по итогам показов в Минске спектаклей-номинантов, у нас с удивлением обнаружили, что не Минском единым. Т.е. что театральная жизнь у нас Минском у нас не ограничивается. Что в регионах у нас, помимо типичных кассовых спектаклей, возникают и жемчужины разной степени отшлифованности.
Прошло 2 года. Театральная премия у нас по-прежнему вызывает массу вопросов, но о ней я собираюсь написать больший текст ближе к показу спектаклей-номинантов. Однако, помимо неё, качественные белорусские спектакли не из Минска можно увидеть на ТеАРТе. Не все, но некоторые. Так вот, у меня складывается потихоньку такое мнение, что центр интересных театральных проектов начинает/продолжает если не переходить из Минска в другие места, то плавно рассредотачиваться. Под «другими местами» тут я подразумеваю не конкретные города/театры, а личностей, которые собирают вокруг себя людей, настроенных именно на творчество, создание того, что действительно интересно.
Подробнее об этом постараюсь написать, когда завершится «ТеАРТ» и бешеный театральный ритмотемп пойдёт на спад (впереди меня ждёт международная программа, также из 5 спектаклей).


Что посчастливилось увидеть...

«Крейцерова соната» Льва Толстого. Могилёвский областной драматический театр. Режиссёр Варнас Саулюс.
Очень бережное перенесение повести Льва Толстого на сцену. Повесть саму я не читал, но когда-то прочитал «Фойну и мир», от и до, поэтому со стилем автора я очень хорошо знаком. В спектакле он был легко узнаваем. Удалось передать (местами, мне казалось, и цитатами) мысли Льва Толстого, в тоже время, не сильно отклоняясь от основной линии. В первую очередь — за счёт мастерского исполнения главной роли Позднышева Иваном Трусом (я уже точно знаю, кто получит приз за лучшую актёрскую работу — именно он, и заслуженно). Мистическая атмосфера, деликатная и ювелирная работа как со сценами, смыслов, так и формой, сценографией.
Вопросы у меня вызывает несколько, на мой взгляд, преувеличенная роль в спектакле дирижёра (в данном случае — именно дирижёра спектакля). Но это вторично, в первую очередь — разделение спектакля на 2 акта. Спектакль суммарно вышел почти лишь 2 часа (с антрактом), но за счёт перерыва (именно такое слово хочется употребить — ведь одна и та же фраза звучит, предваряя антракт и заканчивая его) произошёл некоторый разрыв атмосферы, контакта с залом, который трепетно налаживался с первых минут. В результате и эмоциональный накал не удалось сохранить на том же уровне. Тем не менее, это крайне интересный спектакль. Особо понравился ход, когда после антракта роль жены стала играть более взрослая актриса, подчёркивая изменения не сколько возрастные, сколько перемены Позднышева в отношении своей жены.
Читал об этом спектакле как основном претенденте на НТПремию. В целом — даже не знаю. Для меня этот спектакль интереснее многих других в этой номинации, «драматический театр», те, которые видел (остальные, кроме «Как я стал» Нового драмтеатра), я ещё надеюсь увидеть. Но — на мой взгляд, это ещё не предел совершенства. Были, были в моей жизни белорусские спектакли, оставившие более значительный след в моей душе.

«Время секонд-хэнд» Светланы Алексиевич. Могилёвский областной драматический театр. Режиссёр Владимир Петрович.
Для меня этот спектакль неожиданно стал открытием. Впервые я о нём услышал о Яне, сказавшей, что она хотела бы посмотреть его: вроде вышел неплохой спектакль. Ну-ну, подумал я, но запомнил. И когда увидел в программе «ТеАРТа» — пошёл.
Для меня ситуация с «Временем секонд-хэнд» диаметрально противоположна «Чернобыльской молитве». Книга «Чернобыльская молитва» очень сильно поразила, спектакль гораздо меньше, но там изначально была другая цель — поведать о разнообразии отношения к Чернобылю, от жены ликвидатора до беженца с войны на заражённую землю. Книга же «Время секонд-хэнд» заставила о многом задуматься, спектакль заставил это сделать втройне. Всего лишь 2 монолога из большой книги, но эти две истории обширны и многогранны: это не отдельные проблемы людей, а истории, тесно переплетённые с тем широчайшим пластом проблем, окружающим нас.
От спектакля многого я не ждал, поэтому весьма возможно, что именно по сей причине эта постановка так зацепила меня. Возможно, но я склоняюсь к другому, что сделал Его Величество Талант. Ведь не Талант ли рассказывать исповедь человека со сцены множеству людей, не прибегая ни к каким театральным уловкам и спецэффектам, но к концу заставив людей утирать мокрые уголки глаз, задуматься... Браво актёрам.

«Фро», Андрей Платонов. Брестский театр кукол. Режиссёр Руслан Кудашов
Видимо, если ты не до конца понимаешь и принимаешь исходный текст, по и спектакль по нему вряд ли оставит тебя неравнодушным. Этот тезис для меня, к сожалению, подтвердил спектакль Брестского театра кукол.
Я не могу, что что-то было плохо. Но изначально историю я так и не смог до конца прочувствовать, что ли, как ни пытался. Трогательная история беззаветной любви на фоне эпохи коммунизма. История, на мой взгляд, почти что одиночества, в котором тебя неспособны понять. Умом я её понимаю, даже в деталях, о... что в ней меня по-прежнему буравит...
В спектакле был некоторые странные (пускай и забавные моменты) моменты, но спишем их на моё недопонимание. Актёры все молодцы. Не удивлюсь, если Оксана Чивелёва, исполнительница роли Фро, получит приз за лучшую женскую роль театре кукол.
Не моё.

«Визит старой дамы» Фридриха Дюрремента. Гродненский театр кукол. Режиссёр Алексей Лелявский.
До этого довелось видеть две постановки этого произведения. Эта стала третьей, и тоже, в целом, удачной. Лелявский остаётся верен. Тонкий юмор, который заставляет искать тайный смысл в каждом жесте, предмете декора или фразе.
Унитаз, сортир как главный элемент сценографии. Шесть беленьких, разве что не начищенных до блеска унитаза. Мне вспоминается фраза из «Тартюфа»: «...что мир является большой навозной кучей.» В некотором роде, эта постановка — пример такого мирка. Падать уже некуда. И пускай продолжаются разговоры о падении нравов, отсутствии идеалов — этими разговорами никак не остановить идущее разложение общества. И люди тогда начинают «гадить» везде и всегда. Деньги не спасут. (В оригинале звучит фраза «Миллионов будет мало. Нужны миллиарды». В спектакле прозвучала только первая половина, что тогда резануло ухо и позволило вспомнить это сейчас...) Они лишь будут замедлить или ускорить падение: как ты сортир не маскируй, как ни облагораживай его цветами, как ни попытайся соорудить из них что-либо — сортиром он и останется. Опоры они не дадут никогда.
Сюжет спектакля пересказывать не буду, история довольно известна. Отмечу очень интересно разделение персонажей. Кукла — только "старая дама" Клара Цаханасьян.Остальные лишь прячут свои лица под масками с пустыми глазами...
Финал. Боже мой, какой финал!!! Это неописуемое удовольствие. Журналист Александра Енджеевского сразил меня наповал — это было божественно. Меня очень порадовало внимание именно на Альфреде Илле, его поведении и всё же принятом решении попытаться вырваться из этого болота и скинуть свою маску. Пуская и таким путём, как это вышло, ибо остальные маски снимать не намерены и подавно — маски злобных гоблинов, алчных и беспощадных...
И вот так, если задуматься, то оба главных претендента на НТПремию в театре кукол, «На дне» и «Визит старой дамы», затронули проблемы морального разложения общества. Но каждый режиссёр по-своему.

«Дзяды» Адама Міцкевіча. Брэсцкі тэатр драмы. Рэжысёр Павел Пассіні (Польшча).
Спектакль-таямніца. Пра яго мала што было вядома, але тэма і жанр (абрадавая драма) прыцягвалі да сябе.
Гэта адзін з самых неверагодных спектакляў, што мне даводзілася бачыць. Няма падзелу на гледачоў і акцёраў: усе разам на сцэне (нарэшце і да нас гэта прыйшло), дзе гледачы абразуюць кола. Кола абрада.
Спектакль выйшаў даволі метафарычны, і вельмі, не ведаю нават як лепей сказаць... тактыльны. Ты адчуваешь падзеі, што робяцца вакол, гэта колаварот часу. Паэма недапісана, што і ўплывае на самі пастаноўкі па ёй.
Шыкоўная сцэнаграфія, ад гэтага кола да сцэны перед гледачамі, як паварочваецца па крузе. Сцэна спачатку ўсталаная лёгкім белым покрывам, алле яно з цягам часу ўсё больш і больш ірвецца, абнажаючы шэрыю будзённасць і непрыгляднасць, а цэнтры — насып глебы, вялізарную магілу, нашы карані... Падзеі цесна перавязаныя паміж сабою, і часам цяжка зразумець, які час і месца, але гэта тут не галоўнае. Закінутая недзе вёсачка; мясцовая тагачасная ўлада, шалёная і беспрынцыповая; паэт-пясняр, што шукае сваю зямлю; годныя людзі, што трапілі ў сутарэнні, людзі падманутыя і людзі, якім здрадзілі... Усё скрыжуецца тут. І над усім гэтым — Дзяды, дзень усім памерлых... Падзеі не толькі перад табой на сцэне — нязменны нейкі шоргат ззады цябе, за тваёй спінаю: галасы, спевы, дотыкі...
На лавах і сценах вакол белыя чарапы. Над сцэнаю вісяць моцныя, раскідзістыя карані дрэў. Абрубленных дрэў, якія ніколі не зацвітуць.
Не заўсёды было добра чутно, але гэта такія дробязі... Часам не хавала часу, здольнасці пабачыць, зафіксаваць усё адначасова і зразумець. Адзінае, што мяне зараз найбольш цікавіць у пастаноўцы — устаўленне фрагментаў з часоў Другой сусветнай на рускай мове. Чаму так? Яшчэ думаю...
Аднагрупніца днём раней хадзіла на паказ запісу спектакля, дзе быў і рэжысёр. Прынесла адтуль вельмі цікавую думку: у Польшчы «Дзяды» Міцкевіча — насамрэч істотнейшая культурная спадчына. Іх двойчы праходзяць у школе (здаецца, 6 і 9 класы), ставяць таксама часта, і таму гледачоў у Польшчы нават часам больш цікавіць, а што пакіне рэжысёр, як зладуе кавалкі паэмы. А ў нас усё наадварот — людзі нават часам не ведаюць, як успрымаць гэта, як зразумець усё...
Я спадзяюся, што яго яшчэ прывязуць у Мінск. Але пабачыў яго зноў, а мо' і не аднойчы, я хачу дакладна пабачыць яго зноў, і гатовы ехаць у Бярэсце. Але буду і чытаць саму паэму. Абавязкова. Гэта нешта незвычайнае. І цудоўнае.
Дзякуй усім за гэты спектакль. Вялікі шчыры дзякуй. За нашы карані, за нашы Дзяды.
Ну і як гэты спектакль не трапіў у ліст намінантаў на НТПрэмію, я не ведаю. Выбачайце...


Что добавить в конце...
«Найди меня» (с)

У меня даже мини-интервью взяли, перед «Временем секонд-хэнд». Понятное дело, как у простого зрителя. :D
Такие дела. Благодарю за внимание.

P.S. Могут быть опечатки — приношу свои извинения, уже нету сил и времени...

@темы: Алексиевич, Брестский театр, Брестский театр кукол, Визит старой дамы, Время секнод-хэнд, Гродненский театр кукол, Дзяды, Крейцерова соната, Могилёвский театр, НТПремия, Теарт, Фро, Я, мнение, мысли вслух, театр