Bartimeyse
…лучше без точно сформулированной цели двигаться вперёд, чем без цели стоять на месте, и уж наверняка гораздо лучше, чем без цели пятиться…
Ну что же, премьера состоялась. Спектакль — тоже.

Заранее приношу извинения за возможные опечатки, но вычитывать в два часа ночи что-то — то ещё мракобесие.

Иногда после спектакля мне хочется пройтись. Бывает это, когда голову переполняют впечатления, различные мысли. Давненько такого не было, а вот сегодня неожиданно чуть до дома от театра не дошёл. И дошёл бы, прошагав не только порядка 6,5 км по картам, а все 9 км, кабы не ливень. Ну да не суть.
После Тиля хочется думать, спорить, искать. А это уже о многом говорит.

Сразу сделаю две оговорки.
Сам роман-первоисточник Шарля де Костера читал, наверное, года три назад, когда говорили о постановке; тогда же была прочитана и пьеса, она же была и перечитана перед спектаклем.
Сказанное ниже не претендует на Истину. Но когда один крохотный шаг из великого множества таких шажков — возможно. Лишь частное мнение одного человечка. :)


Музыка. Мне в целом очень и очень понравилось. Уже есть любимые композиции (песня/тема инквизиции, "время героев", песня Неле). Что-то больше зашло, что-то меньше; в общем, нормальная реакция. Аранжировки весьма неплохи и разнообразны. Единственное — порой не хватало чёткости в произносимых текстах (те же куплеты Тиля-зеркала). Тексты по этой же причине не всегда разбирал, но вроде большинство нормальные (часть, помнится, были уже в самой пьесе). Понравился ход с резкой остановкой музыки во время прощания Тиля с Неле.

Теперь во самому концепту спектакля, с отличиями от пьесы и пр.
Та особенность, что Клааса и Тиля играет один актёр (Якубович), наложила требования непересечения этих персонажей, посему местами нехиленько повлияло на сюжет. 1-е действие в целом почти полностью выдержано плотно к тексту пьесы, только в конце значительное расхождение, положившее начало всему остальному: Тиль не видится с отцом перед самой его смертью (имхо, ключевой момент). Второе же действие начинается с песни гёзов и фразы "в моём сердце стучит пепел Клааса". Т.е. Тиль о смерти отца знает => бывал дома; о причастности Рыбника должен знать по сути, но это отдельно не выносится. С другой стороны, песня гёзов свидетельствует про направление борьбы — против действующей тирании Испании. Далее, получение Рыбником наследства брата Клааса. Опять же, по пьесе в этот момент Тиль был ещё дома, и об этом узнавал. Но тут, так как он в гёзах, об этом узнать уже не может. И тут-то и значительно прерывается, по сути, главное противостояние противоположностей, Тиля и Рыбника.
Поэтому дальнейшее преследование Рыбником Тиля становится скорее какой-то манией, никак не пояснённой. Похитив его деньги (о чём Тиль вроде как не знает), тот, получается, следит за ним, узнаёт о планах прибыть в Бриль, поэтому "резвым кабанчиком" мечется туда, предупреждает и нанимается захватить Тиля. И при захвате Тиля с наслаждением заявляет о том, что именно он донёс на отца Тиля, Клааса. Ну не бред ли, извините?!
Лирическое отступление. Данная мысль чем-то напомнила "Карьеру доктора Рауса" в РТБД (мне не зашло совершенно, в главную очередь из-за личной непереносимости повествований такого рода. Так я узнал, не читая, что В. Мартинович - не моё). Так вот, там тоже был персонаж, олицетворявший всё Мировое зло вокруг "пушистого" главного героя, целенаправленно годами его преследовавший. Тут тоже что-то такое, получается, вышло. Перестал быть другом — надо довести до могилки всё семейство?
Имхо, можно было бы под закрывающийся занавес первого действия сымитировать возвращение Тиля во время казни Клааса. Тем же записанным голосом Якубовича, кричащего "папа"/"отец"/"место для вашей рекламы". Это всё же сохранило бы напряжение между Тилем и Рыбником на должном уровне; ну и больше драмы практически никогда не плохо :) .
Также я несколько не согласен с финалом. Точнее, с двумя моментами. Первый — отсутствие дуэльной сцены между Тилем и Рыбником, когда оба убивают друг друга. В нынешнем варианте Иост вполне мог "дать лататы" вместе с дружиной, заприметив наступавших гёзов, оставив Тиля умирать. Т.е. зло фактически осталось не повержено (об этом умолчали). Возможно, изгнано краткосрочно, несколько деморализовано, но и всё.
Второй момент — перед самым закрытием занавеса. Имхо, оживший вдруг Тиль после реквиема в его честь, ни в чём не бывало берущий Неле под ручку, — несколько странно. Да, я читал роман и пьесу, и согласен, что оставлять на красивой картинке «и умерли все, и царил непрекращающийся траур» в истории про свободолюбивую Фландрию ужасно. Но и happy end, там, где не может быть счастливого конца, где оживают герои после 10 смертельных ран, — имхо, тоже несколько слишком, хоть я и зачитываюсь в последние дни НФ, где есть жизнь после смерти. В моём понимании, история говорит всё же про дух. Дух свободы, которая ломает предрассудки, не боится препон, живёт по чести. И, на мой взгляд, было бы логично, если бы в финале кто-то подобрал шутовской колпак (колпак ли? скорее шапочка) Тиля и надел на себя, став тем самым новым Тилем, у которого была бы своя Неле. Встал бы ещё красиво посередине декораций, светом бы подсветили — вышло бы не как тут, конечно, но, имхо, тоже интересно.
В общем, с трактовкой финала я бы поспорил.

Это были концептуальные моменты. Теперь номера.
Очень плотное начало, благодаря номерам рождения Тиля и инквизиции. От музыки я балдею, номера-танцы тоже понравились. Сцена безумства Каталины решена весьма интересно; ожидал несколько других движений из-за "пожирающего изнутри огня", но этом моё личное дело.
Имхо, по сравнению с этими номерами текстовое появление Ламме с Калликен значительно проигрывало и несколько провисало, но лишь чуть-чуть.
Базарная сцена с куплетами Тиля интересно решена, не ждал такой музыки.
Прощание Тиля с Неле было классным. Вот прям очень. И дальнейшая сцена с блондинкой Беткин — тоже прекрасна.
Про короля Филиппа и королеву Марию, думаю, только ленивый не скажет. Я понимаю необходимость показать разницу между властью и простыми людьми. Но с "цель оправдывает средства" тут я не соглашусь.
Сожжение Клааса — хорошо. Но Тиля в конце не хватало.
Сцена Ганса с Каталиной — хорошо, особенно концовка.
А дальше, мне кажется, сказалась нехватка музыкального материала. Потому что до самого борделя нет толком музыкальных номеров (кроме медленной песни короля Филиппа). Где-то в интервью Гриненко слышал, что боялись нехватки музыки; вот тут, имхо, оно несколько и сказалось. А актёры хоть и стараются, но зачастую банально не хватает опыта и некоторого мастерства.
Песня девушек в борделе мне не очень зашла, по номеру неплохо. Задержание Тиля Рыбником сделано классно, последующая сцена избиения его вообще шикарно.
Финал. Авторский. Здесь не только Ламме, но и все знавшие Тиля. И Неле. За исключение написанного выше — просто прекрасно.
Потому что редко у меня катится слеза из глаз. А номер с последовавшим следов монологом Неле ( :hlop: ) смог это сделать. Спасибо. Значит, что-то было...

А вот теперь по составу.
Якубович; Клаас и Тиль. Вот классно, на самом-то деле. Чувствуется уровень и профессионализм. Браво, замечательная работа. :red:
Осипец; Ламме. А вот тут у меня почему-то образ целиком не сложился; хотя я и не сомневался до спектакля в обратном. Выстрелило только в финале при мёртвом Тиле, а до этого... несколько типичный Осипец для меня, увы.
Шпилевская; Сооткин. Вот замечательно и очень всё к месту.
Казакевич; Неле, блондинка Беткен, брюнетка Анна. Всё просто изумительно, всё три роли. Это было прекрасно, особенно монолог в финале. Браво. :white:
В тему "Карьеры Рауса" в РТБД. Образ брюнетки Анны неустанно напоминал этот, только меча не хватало. Простите за оффтоп
Вайнилович; Рыбник. Рад за Эдика. Роль важная, хоть персонаж и появляется редко. Потому и сложно его сыграть в динамике, так сказать. Однако мне кажется, что удалось.
Хорошкевич; Каталина. Вот неожиданно замечательно вышло. Хотя почему неожиданно? девушка и в эпизодах блистает, почему бы не зажечь в значимой роли?! На самом деле рад успешной роли, дальнейших удач :)
Немцов; король Филипп. Да простят меня все поклонники Немцова, но мне очень не понравилось. Местами откровенно проскакивал Федерико из "Собаки"; подозреваю, что и персонажи из "Камеи" были (но там не был, посему недоказуемо). Было про это уже чуть выше, но продолжу мысль. По пьесе Филипп мне виделся отчасти умным человеком, но не находящих точек приложения для него (хотя бы по диалогу внизу эпизода), потому и творящий абы что. Тут — очередная придурковатая царственная особа в исполнении Немцова.
Абрикосова; королева Мария. Честно, мне жаль Алису, что такая роль выпала. Ибо королева должна как-то коррелировать с королём, увы и ах.
Игорь Степуро; монах. Рад, что Игоря нашли после того, как он ушёл из хора музыкального в хор оперного. Сыграно хорошо, и вокал в массовых сценах тоже хороший.
Владислав Солодов; палач, бригадир гёзов. Видел впервые, перспективный мальчик. Палач неплох, хотя можно интереснее, но мастерства порой не хватало; проявилось, имхо, когда палач уходил из дома Клааса, забирая его на пытки.
Роман Шитько; профос, инквизитор, генерал. Талантливый парень. Профос и инквизитор вполне удачно; местами можно посмелее. Генерал прекрасен.
Алексей Юхимец; принц Оранский, напарник Рыбника. Обе роли довольно неплохо сыграны.
Мациевская; простая женщина, мамаша Стивен. Ну, всё довольно типично, но на уровне.
Екатерина Сиривля; Ризенкрафт. Мне нравится идея дать роль немецкого офицера девушке. И вышло на деле весьма интересно. Добавить некоторой уверенности — и будет совсем замечательно.
Полина Добровольская, мелькавшая в массовке, тоже была к месте.
Надеюсь, никого не забыл :)
В танцах всё было довольно хорошо. Но я та ещё слепая курица :)

Если подытоживать. Ожиданий никаких не имел, поэтому первый акт весьма неплохо задрал планку. Второй акт её несколько опустил (ввиду проседания большей части акта из-за обилия текста), но в целом удержал на высоком уровне.
Спектакль получился. Хороший, добротный. Который, я очень надеюсь, выстрелит. Какие-то шероховатости с показами обкатаются, всё будет ещё лучше смотреться, это понятное дело. Ну и некоторые логические моменты как-то решатся, я надеюсь.
В общем, спасибо за ещё один классный мюзикл.

А теперь благодарности.
Спасибо постановщикам, Анастасии Анатольевне и Дмитрию Николаевичу. За то, что у нас в Минске есть ещё один интереснейший музыкальный спектакль. Всем кто его создавал (от художников, костюмеров до звукачей и световиков).
Да! Свет и звук (вот так бы всегда!!!) были прекрасны и очень хороши. В вопросах освещения я далеко не эксперт, но мне было хорошо с первого яруса.
Актёрам большое спасибо. Опытным — за сохраняющийся уровень, молодым — что поддерживают начинания и дают узреть себя (память до сих пор хранит воспоминания, как занимательно было наблюдать за выпуском 2013 года).
И вообще всем-всем-всем причастным, ибо голова отказывается в 1.40 пысать что-то более осмысленное и конкретизированное.
Спасибо вам, ТМ, что вы есть. :)

Всё написано сразу после спектакля, как оно было в тот момент.

@темы: театр, мысли вслух, мнение, Я, Тиль, Территория мюзикла, Страсти по Тилю, Горин